Муниципальное образовательное учреждение

"Начальная общеобразовательная школа № 26"

 

 
Copyright © Сайт МОУ НОШ №26  24.10.2011

Содержание

 

  1. Паспорт Программы Развития………………………………………… 3

 

  1. Введение (пояснительная записка)…………………………………… 7

 

  1. Раздел I «Информационная справка о школе»……………………….10

 

  1. Раздел II «Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе»…………………………… 17

 

  1. Раздел III «Миссия, цели, задачи развития школы. Модель выпускника»…………………………………………………………....18

 

  1. Раздел IV «Концепция будущего состояния школы. Ожидаемые результаты»……………………………………………………………..20

 

  1. Раздел V «Проблемно – ориентированный анализ путей развития школы»………………………………………………………………….24

 

  1. Раздел VI «План мероприятий по реализации Программы развития. Финансовый план по реализации Программы развития школы»…..26

 

  1. Раздел VII «Оценка развития школы»………………………………..28

 

Паспорт программы развития «Я рожден в России» в МОУ НОШ №26 г. Майкопа ст. Ханской

Наименование Программы.

Целевая комплексная программа развития муниципального образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №26» г. Майкопа ст. Ханской

Разработчики

Программы.

Педагогический коллектив , директор – Арешкина Е. И., зам. директора по УВР – Котлярова О. Н.

Научно – методические основы разработки

Программы.

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»;

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- Государственный образовательный стандарт начального образования (2004г.) «

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Декларация прав ребенка;

- Конституция РФ.

- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

Основные этапы и

Формы обсуждения и принятия Программы.

1 этап:

- 26.08.2010г.- Педагогический совет школы (обсуждение , коррекция, принятие)

II этап – 1 сентября 2010г. директор (утверждение)

С кем согласована Программа.

Комитет по образованию МО «Город Майкоп»

2 сентября 2010г.

Цели, ожидаемые результаты, задачи.

 

Стратегическая цель: создание психолого – педагогических условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Тактические цели и задачи:

  1. Приведение содержания воспитания в соответствии с социальным заказом:

а) активное вовлечение в социальную деятельность учащихся и сознательное участие в ней через изменение климата учреждения

б) создание условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

в) утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

г) привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

2. Создание условий для обеспечения постоянного роста профессиональной компетентности педагогов:

а) организация диагностики состояния педагогической деятельности учителей школы;

б) расширение спектра форм работы с педагогами.

3. Формирование воспитательной среды, в которой становится возможным становление и развитие личности , обладающий качествами гражданина и патриота своей страны.

а) определение содержания, основных путей развития гражданско – патриотического воспитания;

б) создание творческого объединения «Я рожден в России»

Приоритетные направления

Программы

  1. Направление «Связь поколений».

  2. Направление «Растим патриота и гражданина России».

  3. Направление «Мой край родной».

  4. Направление «Я и семья».

 

Срок действия Программы.

Сентябрь 2010г. – май 2013г.

Этапы реализации Программы.

I этап (июнь 2010г. – август 2010г.) – подготовительный, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность;

II этап (сентябрь 2010г. – декабрь 2012г.) – практический, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов текущей работы;

III этап (январь 2013г. – май 2013г.) – практико – прогностический, включающий реализацию результатов текущей работы, анализ, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития школы.

Структура Программы.

Паспорт.

Введение (пояснительная записка).

  1. Информационная справка о школе.

  2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе.

  3. Миссия, цели и задачи развития школы.

  4. Концепция будущего состояния школы. Ожидаемые результаты.

  5. Проблемно – ориентированный анализ состояния путей развития школы.

  6. Планирование деятельности по реализации целей и задач развития школы.

  7. Оценка развития школы.

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

  1. Кадровое ресурсное обеспечение( подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов);

  2. Материально – техническое ресурсное обеспечение (приобретение современного оборудования);

Объем и источники финансирования Программы.

Бюджетные и внебюджетные средства.

Порядок управления реализацией Программы

  1. Директор, зам. директора по УВР.

Разработка и утверждение Программы развития школы. Руководство Программой. Осуществление интеграции всех компонентов системы управления реализацией Программы развития школы.

  1. Педагогический совет школы.

Принятие Программы развития школы. Обеспечение функционирования и развития образовательной среды.

  1. Родительский комитет школы.

Поддержка общественных инициатив по совершенствованию и развитию обучения и воспитания школьников, творческих поисков и экспериментальной работы педагогов.

Пояснительная записка.

Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Основное направление работы педагогического коллектива  направлено на создание условий обучения и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей, усиление воспитательного потенциала школы, в том числе путем формирования и развития детско – взрослой образовательной общности. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".
         Программа гражданско – патриотического воспитания «Я рожден в России» разработана в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами Программа духовно – нравственного воспитания «Я – гражданин России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г».
         Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
         Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
      Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
        В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
        Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
       Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
         Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


I. Информационная справка о школе.

Начальная общеобразовательная школа № 26 расположена по адресу:385060, Адыгея г. Майкоп ст. Ханская ул. Интернациональная, 112      
т. 56-52-50
E-mail; nsch26@mail.ru
       
       1. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №26» - одно из старейших учебных заведений ст. Ханской, прошедшая за годы своего существования большой исторический путь.  Впервые школа открыла свои двери  в 1913 году. Школа имела статус церковно – приходской школы. За время своего существования школа переименовывалась в «Начальную школу №46», в «Начальную школу №37», в настоящее время имеет название «Начальная общеобразовательная школа №26» - это своеобразная эстафета, по которой из поколения в поколения передаются лучшие традиции и идеалы. Неслучайно выпускники этой школы добились высоких результатов в трудовой деятельности: Мартиянова И. В.( депутат Гос- Совета ХАСЭ, Белокрыс С. П. и Масалов В. П. (депутаты Городского совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп»), Масалов С. П.
(руководитель по работе с сельскими населенными пунктами Администрации муниципального образования «Город Майкоп»). Учитель школы Непомилуева В. И. была председателем Ханского сельского совета, а также депутатом Гос - Совета ХАСЭ. Бывший директор школы – Мещерякова М. Е. и действующий директор школы Арешкина Е. И. – тоже выпускники этой школы.
     За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения станицы. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей и внуков.
       2. Характеристика образовательного процесса.
      Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностно – ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебно- воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
        Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образования» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета человеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
       Организационная структура управления школой представлена следующим образом:

Содержание образовательных программ по ступеням обучения:
Ступень обучения
Образовательные программы, реализуемые в школе
I ступень обучения
Базовая образовательная программа начального обучения 1 – 4 классы. Министерство образования РФ

Режим работы школы.
        Обучение в школе организовано в две смены (начало первого урока в 8 часов 00 мин. – в I смене; в 13часов 00 мин. – во II смене). Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели.
        Прием учащихся в первый класс осуществляется комиссией, состоящей из психолога, завуча, учителей начальных классов.
       В школе формируются классы с постоянным составом  учащихся, средняя наполняемость классов – 20 человек.
       Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.
       Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей по пятибалльной системе оценок.

       3. Сведения об обучающихся.
      
Учебный год
Количество классов – комплектов, учащихся

начало учебного года
конец учебного года
2009- 2010г.
4\84
4\82
2010-2011г
4\82
-

    Структура контингента обучающихся:

Структура контингента
Начальная школа 1 – 4 кл.
- общее количество классов
- количество обучающихся в
общеобразовательных классах
4

82

     4. Уровень обученности учащихся.
     Степень обученности школьников по предметам за последние 3 учебных года составляет:

Ступень обучения
Предмет
Учебные годы, показатели, учебные предметы


2007-2008
2008-2009
2009-2010


СОУ
СОУ
СОУ
I
рус. язык
57
54
57

математика
60
58
61

литературное чтение
73
72
77

окружающий мир
72
61
64

      Очевидно, что наметилась тенденция к повышению качества знаний по предметам, что обусловлено устойчивой мотивацией школьников к обучению.

      5. Оценка воспитательной деятельности.
     Целью воспитательной деятельности педагогического коллектива в 2007-2010 учебных годах являлось формирование нового образовательного пространства, обеспечивающего духовно – нравственное становление подрастающего поколения, формирование гражданского самосознания , развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка, формирование навыков здорового образа жизни.
     


Основные задачи воспитательной  деятельности:
      - формирование высоконравственных норм поведения, приобщение к системе культурных ценностей;
      - воспитание патриотов России , граждан правового демократического государства, уважающих права и свободу личности;
      - совершенствовать в каждом ребенке стремление к творчеству, к проявлению фантазии, расширить кругозор детей;
      - формировать любовь к физической культуре и спорту.
      Основой воспитательного процесса являются школьные традиции. Ежегодно проводятся праздники: «День знаний», «День учителя», «Посвящение в пешеходы», «Праздник Осень», конкурсы рисунков или стихотворений ко «Дню матери»,«Прощание с букварем», «С любовью к России», посвященный дню Конституции, новогодние праздники, «День защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День здоровья», «День победы», «Последний звонок». Систематически проводятся экскурсии и походы, тематические классные часы. Традиционной стала акция: «Весенняя неделя добра».
       Учащиеся школы принимали участия в городских конкурсах: «Сто затей для ста друзей», «Сказка своими руками», «Огонь: друг или враг?», «Умники и умницы».
       В 2009 – 2010 учебном году в кружке «Декоративно  -прикладное искусство» занимались 30 % учащихся.
     Исходя из оценки воспитательной деятельности школы следует, что патриотическое  и нравственное воспитание – основные направления комплексного подхода к развитию и становлению личности ребенка.
6. Данные о здоровье детей.

     Статистика уровня здоровья учащихся свидетельствует о наличии большого числа детей с ослабленным здоровьем. Это свидетельствует о необходимости улучшения качества медицинского обслуживания, создания системы комфортной пространственной среды и необходимой психологической среды.

     7. Характеристика социального статуса семей обучающихся

2010 – 2011 учебный год
Количество
Социальный статус

    полная семья
неполные семьи
многодетные семьи
опекаемые дети
семьи группы риска
малообеспеч. семьи
семьи, воспитывающие детей  -сирот
дети, имеющие родителей - инвалидов
семьи, воспитывающие детей - инвалидов
82
69
13
20
0
0
50
0
1
0

Социальное положение родителей обучающихся.
По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом:

       Социальная характеристика родительской общественности свидетельствует об адекватности формирования социального заказа на образование и воспитание, адресуемого школе.
8. Характеристика педагогических кадров

       Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 7 педагогов.

Показатели
Кол-во
Всего учителей
7
Учителя, имеющие по стажу

до 5 лет
1
от 5 до 10 лет
2
от 10 до 20 лет
2
свыше 20 лет
2
Учителя, имеющие квалификационные категории

Высшую
-
Первую
3
Вторую
2
Возрастной состав педагогов:

до 30 лет
2
от 30 до 55 лет
3
старше 55 лет
1

Анализ состояния педагогических кадров свидетельствует:
 - о тенденции омоложения преподавательского корпуса;
 - о необходимости создания системы работы, стимулирующей учителей к получению квалификационной категории;
 -о наличии профессионального педагогического коллектива, мотивированного на работу школы в режиме развития.


Система работы с педагогическими кадрами отражена в схеме:

     Педагогический совет (директор) осуществляет организацию жизнедеятельности школы. Методический совет проводит анализ результатов образовательного процесса, проводит методическую работу с молодыми учителями, организует внеклассную деятельность учащихся. Совещания при директоре осуществляют внутришкольный контроль, контроль за вопросами Всеобуча, аттестацией учителей.

II Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе.

        Проблемный анализ состояния школы мы начали  с  социального заказа, который, по сути, является определяющим, с точки зрения выбора школой перспектив и направлений своего развития. Социальный заказ - это спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику через ряд лет, ко времени окончания им школы. Социальный заказ - это конкретизированные для определенного временного периода функ­ции школы. Раньше социальный заказ задавался сверху - один для всех школ ст­раны и носил характер социального приказа. Теперь же выявление требований социального заказа школе – это видение, понимание, осмысление и обобщение  реальных условий социокультурного окружения школы и тех потребностей, реализация которых является актуальной и жизненно важной. Таким образом, соци­альный заказ – это продукт творческой прогностической, исследовательской, конструктивной деятельности педагогического коллектива школы.
         Изучая социальные ожидания по отношению к  школе, мы выделили субъектов, участвующих в формировании социального заказа: государство (государственная политика в области образования), родители, учащиеся, педагоги.
         Государство определяет приоритетными следующие направления обновления школьного образования:
         1. Оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно – нравственного здоровья обучающихся за счет устранения перегруженности содержания начального образования;
          2. Обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника за счет усиления в начальной школе здоровьесберегающей и игровой педагогики;
          3. Совершенствование системы оценки учебных достижений обучающихся на всех ступенях обучения и государственно – общественной системы оценки качества образования.
          4. Охрана права детей на получение качественного образования, на защиту своего достоинства в общеобразовательной школе. Усиление роли школы в защите детей от наркотиков и насилия.
           5. Обеспечение доступа к общеобразовательным программам всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Родители учащихся ожидают от школы обеспечения:
          1. Возможности получения ребенком качественного начального общего образования;
          2. Качественной подготовки школьников для перехода на вторую ступень обучения;
          3. Личностной и индивидуальной направленности содержания образования и форм его организации;
          4. Условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения;
          5. Развития здоровьесберегающей среды.
          6. Школа обеспечивала досуговую занятость детей, и были бы созданы условия для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
          Учащиеся хотят, чтобы в школе:
          1. Было интересно учиться;
          2. Имелись комфортные психолого – педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения;
          3. Была возможность получить качественное начальное и дополнительное образование.
          4. Соблюдались права, и уважалось достоинство личности ребенка;
          Педагоги хотят:
         1. Создания в школе комфортных психолого – педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
         2. Улучшения материально – технического обеспечения образовательного процесса;
         3. Создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

III. Миссия, цели и задачи развития школы. Модель выпускника начальной школы.
       
          Анализ социального заказа позволил определить предназначение нашего образовательного учреждения. Таким образом,
         миссия школы – предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Основным условием успешности развития образовательного учреждения является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников.
         Стратегическая цель: создание психолого – педагогических условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
      Цели (тактические) и задачи:
1. Приведение содержания воспитания в соответствие с социальным заказом:
а) активное вовлечение в социальную деятельность учащихся и сознательное участие в ней через изменение климата учреждения;
б) преобразование воспитательной деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
в) утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
г) привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
2. Создание условий для обеспечения постоянного роста профессиональной компетентности педагогов:
а) организация диагностики состояния педагогической деятельности учителей школы;
б) расширение спектра форм работы с педагогами.
3. Формирование воспитательной среды, в которой становится возможным становление и развитие личности , обладающий качествами гражданина и патриота своей страны.
а) педагогам определить содержание, основные пути развития гражданско – патриотического воспитания;
б) создание творческого объединения «Я рожден в России»
Описание модели выпускника начальной школы.

      Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:
      1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);
      2. Освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне, достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названых предметов;
      3. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
      4. Формирование личности обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
IV. Концепция будущего состояния школы. Ожидаемые результаты.

       Программа гражданско – патриотического воспитания «Я рожден в России» разработана в соответствии с Программой духовно – нравственного воспитания «Я – гражданин России».

Направления реализации программы.
     
       1.Направление « Связь поколений»

Цель: Формирование у учащихся ценностей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

1.Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, встречи с интересными людьми.

2.Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  Адыгеи».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, встречи с интересными людьми.

3.Направление «Я и семья»

Цель: Формирование у учащихся понятия «семьи», как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки их достижения.

      В результате реализации программы развития в 2016 году школа предполагает получить следующие результаты (в соответствии с поставленными целями):


Ожидаемые результаты
Индикаторы для оценки достижения ожидаемого результата
1.
Соответствие содержания воспитания социальному заказу на образование и воспитание со стороны родителей, обучающихся и педагогов:
а)организация активного вовлечения в общественную деятельность учащихся и сознательное участие в ней через изменение климата учреждения
б) создание условий для эффективного патриотического воспитания школьников.
в)  утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края
г) эффективное привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края

 - готовность учащихся к участию в общественных делах.
 - % охвата учащихся начальных классов
детским творческим объединением «Я рожден в России»


- % охвата учащихся в мероприятиях по гражданско – патриотическому воспитанию.

 - динамика показателей повышения качества воспитания.


Формирование у учащихся системы знаний :
- о патриотизме и любви к малой Родине;
- о культурных традициях народов Республики Адыгея;
- о символике России и Адыгеи.

2.
Создание условий для обеспечения постоянного роста профессиональной компетентности педагогов. Эффективность обучения учителей выявляется по результатам деятельности школы за счет:
а) организации диагностики состояния педагогической деятельности учителей школы
б) расширение спектра форм работы с педагогами (круглые столы, деловые игры, лектории)












Мониторинг выявления положительной динамики теоретического уровня профессиональной подготовки .


Положительная динамика показателей личности учителя (интеллектуальных, морально – этических качеств и т.д.).
3.
Создание условий для формирования воспитательной среды, в которой становится возможным становление и развитие личности , обладающий качествами гражданина и патриота своей страны:
а) цикл мероприятий для обучающихся по данной тематике
б) создание творческого объединения «Я рожден в России»









Включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации по гражданско – патриотической тематике.
 - %учащихся, вовлеченных в творческое объединение;
 - % сформированности у учащихся умения работать и действовать индивидуально и в коллективе;
 - положительная динамика формирования активной жизненной позиции.


V. Проблемно – ориентированный анализ путей развития школы.

1. Конкурентные преимущества школы и противоречия воспитательного процесса.
Анализ современного состояния учебно - воспитательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества . К их числу следует отнести:
значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений станицы;
квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
интеграцию основного и дополнительного образования;
использование в учебно – воспитательном процессе современных ИКТ;
преимущественно качественный уровень общеучебных умений и навыков выпускников.
личность учащегося обладающая качествами гражданина и патриота своей страны.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия , на решение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:
стандартной поточной системой воспитания и индивидуальным уровнем усвоения воспитательного материала каждым учеником, что ведет к снижению уровня воспитанности ;
ориентацией образования на воспроизведение готовых знаний и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;
организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию как ученика, так и учителя;
достаточно высокой информатизацией учебно  -воспитательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.


2. Выявление проблем (соотнесение образа желаемого будущего с наличным состоянием).
   
Цели
Формулирование проблемы
1. Приведение содержания воспитания в соответствие с социальным заказом

- недостаточное привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
2. Создание условий для обеспечения постоянного роста профессиональной компетентности педагогов

- недостаточность творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
3. Формирование воспитательной среды, в которой становится возможным становление и развитие личности , обладающий качествами гражданина и патриота своей страны.

- недостаточно оптимальная организация воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- несовершенство дидактического, методического материала, творческих заданий, направленных на повышение интереса к проблеме патриотического воспитания;
- недостаточное количество часов внеурочной деятельности по изучению вопросов гражданско – патриотического воспитания.

VI. Планирование деятельности по реализации целей и задач развития школы.

Деятельность по созданию
системы патриотического воспитания
Участники
деятельности
Сроки
I этап (июнь 2010г. – август 2010г.) – подготовительный
1. Создание творческой группы.
администрация, педагоги
июнь-август
2010 г.  
2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете.
администрация, педагоги, родители
август 2010г.
3. Изучение научно-методической литературы
администрация, учителя
Июнь – август 2010г.
4. Организация работы ПДС «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы».
администрация
май 2011 г., май 2012г.,
май 2013г.
II этап (сентябрь 2010г. – декабрь 2012г.) – практический
1. Создание мониторинга развития личности.
администрация, учителя
май2011г
май 2012г.
май 2013г.
2. Ежегодное исследование эффективности программы
кл. руководители
сентябрь 2011г.,
сентябрь 2012г.
май 2013г.
3. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:
-  экскурсии по родному краю;
- конкурс гражданско-патриотической песни;
- Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин, праздников на темы: «Моя страна - Россия», «Моя Адыгея»,  «Есть такая профессия – Родину защищать»,
«День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок».
администрация, учителя, учащиеся, родители
В течение всего срока реализации программы.
4. Обсуждение на пед. советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся.
администрация, учителя,
май2011г.
май 2012 г.
май 2013г.
5. Организация работы творческого объединения «Я рожден в России»

администрация, кл. руководители
сентябрь 2010г. - май 2013 г.
III этап (январь 2013г. – май 2013г.) – практико – прогностический
1. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания
администрация, учителя
январь2013-февраль2013 г.
2. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы.
администрация, учителя
март2013–апрель2013г.
3. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.
администрация
май 2013г.

Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.

Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.
Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, городских конкурсах и проектах.
VII. Оценка развития школы.

Объект анализа оценки (направления 
Методы получения информации
Сроки, период-сть оценки
Ответственные за проведение оценки
Способы представления информации
Направления использования информации
Уровень воспитанности учащихся
тестирование
1 раз в год
Психолог, педагоги
отчет
Обеспечение условий для реализации воспитательной среды
Программа «Я рожден в России»
экспертиза
1 раз в год
Зам. директора по УВР, классные руководители
Педсовет, отчет
Организация работы творческого объединения учащихся «Я рожден в России»
План воспитательной работы детского объединения
Программа «Я рожден в России», мониторинг
1 раз в год
Руководитель объединения
Педсовет, отчет
Расширение форм работы с учащимися
Система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров
Анализ форм и методов работы учителей по гражданско – патриотическому воспитанию
В течение года
Зам. директора по УВР
Метод. совет
Расширение спектра и форм работы с педагогами;
привлечение специалистов по актуальным вопросам актуальной деятельности.

Бесплатный хостинг uCoz